Форум » 16-й корпус ПВО (в/ч 35552, г. Горький) » 786 ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 36648 (ИСТОМИНО). » Ответить

786 ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 36648 (ИСТОМИНО).

Владимир Попов: 786 ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 36648 (ИСТОМИНО).

Ответов - 1

Владимир Попов: 786 иап. (Материал с форума МО ПВО) История части: 786 иап Сформирован в сентябре 1941 года в виде отдельной ночной эскадрильи на И-16 в районе Брянска. В боевых действиях эскадрилья участвовала до ноября месяца. С началом первых налётов немцев в советский тыл передислоцирована в Поволжье на аэродром Правдинск Горьковской области, с которым полк сроднился на десятилетия. В конце февраля 1942 года сформированы 3 эскадрильи, полку присвоен номер 786. Матчасть в первые годы войны – ЛаГГ-3, Ла-5, Харрикейны… Задачи – охрана промышленных предприятий г.Горький и области в составе подразделений Горьковского корпусного района. После Сталинградской битвы вновь Ла-5, а позже и Ла-7 до 1949 года. После Лавочкиных некоторое время полк летал на высотных Спитфайрах-9. Первыми реактивными самолётами для 786 иап стали Як-17Б. С декабря 1952 года поступают МиГ-15, а с 1955 – МиГ-17, МиГ-17Ф. На 19-е МиГи полк пересел достаточно поздно, в 1959-м году, к тому времени это была уже совершенная модификация – МиГ-19ПМЛ. Боевое дежурство на них 786 иап нёс до самого перевооружения на эпохальный МиГ-25П (1971 г.), на них же и участвовал в знаменитом Параде 1967 года. Зато МиГ-25П поступили в Правдинск сразу после принятия их на вооружение: исследование ЛТХ, боевое применение, лидерная эксплуатация МиГ-25П – всё это происходило в 786 иап. А спустя 10 лет, в 1981-м – вновь войсковые испытания, уже на МиГ-31. В 1983 г. полугодовая командировка на Сахалин силами двух пар. С 1992 г. полк в составе 148 цбп, исследовательские полёты в интересах центра, с января 1993 г. – совместная с центром отработка дозаправок в воздухе на усовершенствованных МиГ-31Б. 1994 год – командировка в Армавир, 1995 – Парад Победы. Далее неуклонное снижение среднего налёта на лётчика до 30, до 18, и даже до 12 часов (в 1998-м)… Выход из состава Саваслейского центра, переход на двухэскадрильный состав… И печальный финал - директива Министра обороны от 30 ноября 2000 г. (ОШМ), согласно которой лидерный 786 истребительный авиационный полк перестал быть нужным. Отличный полк, десятилетиями занимавший 1-е места в округе, множество раз награждённый переходящими Знамёнами и Грамотами, дважды - Вымпелами МО, воспитавший нескольких видных военачальников к концу лета 2001 года был окончательно расформирован.Уместно еще раз сказать о роли и месте 16-го корпуса в общей группировке войск округа. Граница ответственности корпуса выглядела в виде эллипса и простиралась с юга на север, ориентировочно от г. Тамбова до г. Котласа (около 900 км.) и с запада на восток от г. Владимира до г. Кирова (около 500 км.). Главными объектами непосредственного прикрытия являлись г. Москва и г. Горький. С учетом этого и создавалась группировка сил и средств корпуса. Она включала в себя: 72-ю зрбр (г. Городец) с боевой задачей непосредственного прикрытия Горьковской плотины, Заволжского моторного завода, аэродромного узла и г. Горького; 356-й и 291-й зрп (н.п. Шарья и Нея). Все эти части были вооружены зенитными ракетными комплексами дальнего действия С–200; 786-й иап (г. Правдинск), вооруженный новыми сверхзвуковыми истребителями-перехватчиками МиГ-25п, и 153-й иап (г. Моршанск) на самолетах Су–15; 9-ю ртбр (г.Горький) и 65-й ртп (г. Моршанск). Радиотехнические части создавали разведывательное радиолокационное поле над всей территорией ответственности корпуса. В составе соединения были части специального назначения с дислокацией в черте и окрестностях города. Справедливо будет заметить, что офицерский состав корпуса проявлял большой интерес к военной службе, был одержим освоением нового вооружения и техники. Высокой оценки заслуживал личный состав 786-й иап (г. Правдинск), освоивший непревзойденный в мире по тому времени сверхзвуковой истребитель дальнего перехвата МиГ–25п. Выполнение полком такой задачи соизмеримо с массовым героизмом авиаторов округа. Особо отличились летчики В.А. Бородин, B.C. Пилипенко, Г. Григорьянц, В.Г. Царьков, В.И. Андреев, О.В. Анисимов, A.M. Бекташев, Г.Ф. Шахаев. При проведении войсковых испытаний самолета со стрельбами ракетами «воздух-воздух» по скоростным мишеням типа КРМ в различных метеоусловиях днем и ночью, в том числе и в составе пары МиГ–25п, а также освоении других наиболее сложных видов боевого применения отличились молодые летчики Р.Г. Евстафьев, И.Г. Мотолько, В.А. Быков, А.Б. Соболев, Н.В. Храпонов. Почти все они удостоились государственных наград. Большой вклад в освоение новой боевой техники внесли инженерно-технический состав полка, ведущий испытатель КБ Микояна Герой Советского Союза В. Федотов и летчик-испытатель Горьковского авиазавода, ставший позже Героем Советского Союза В.Г. Гордиенко. Известную роль в боевом становлении 786-го иап, а в последующем в распространении опыта освоения самолетов МиГ–25п в авиации ПВО сыграли командующий авиацией округа полковник Н.И. Москвителев и начальник авиации корпуса полковник В.Г. Царьков.



полная версия страницы